Поведенческие факторы ранжирования
Поведенческие факторы играют важную роль в ранжировании сайта. В сочетании с другими инструментами ранжирования они позволяют поисковикам оценить качество ресурса, чтобы поднять его в выдаче или опустить на ряд позиций.
Алгоритм оценки нацелен на повышение полезности ресурса и его конкурентоспособности. Его работа не только повышает качество поисковой выдачи, но и делает ее максимально достоверной и релевантной запросу.
Что такое поведенческие факторы и какие действия к ним относят?
Под поведенческими факторами подразумевают действия пользователя, которые он производит на странице выдачи или на сайте. Они служат своего рода индикаторами для поисковых систем. По действиям пользователей можно проанализировать, насколько востребован ресурс, удобен для пользователя, насколько интересен его контент, понять причины отказа и т.д. Все поведенческие факторы условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние представляют собой определенные действия пользователей, которые совершаются в выдаче поисковых систем, а не на самом сайте. К ним относят:
-
Кликабельность. Количество переходов на сайт
-
Возвраты к поисковой выдаче и важный показатель Last Click. Он показывает, что пользователь не возвращается больше в поиск, так как нашел на последнем сайте то, что искал
-
Переходы из социальных сетей и других ресурсов
-
Последний клик, удовлетворивший потребность пользователя
-
Средний показатель переходов по запросу
-
Коэффициент кликов по сниппету.
Большое значение придается первому и последнему переходу, в идеале они должны совпадать. Когда пользователь получает необходимые сведения на странице, то он прекращает поиск. Поисковик анализирует, что задача решена и оценивает качество ресурса на высоком уровне. Если же посетитель покидает сайт и продолжает поиск на других источниках, то поисковик понимает, что ваш сайт не предоставил необходимой информации и он нерелевантен запросу, поэтому его позиции будут понижены.
Внутренние факторы ранжирования включают все действия пользователя, совершаемые непосредственно на самом ресурсе. К ним относят:
-
Количество времени, которое посетитель находился на вашем ресурсе. Большой плюс, если вы предоставили полезный контент, который удержал пользователя на длительный срок. Гораздо хуже, если ваш ресурс покинули практически сразу.
-
Глубину просмотра. Определяется исходя из количества посещенных страниц, глубины прокрутки каждой страницы, перехода по ссылкам, между разделов и т.д.
-
Число возвратов. Суммирует число пользователей, которые вернулись на ваш ресурс.
-
Показатель отказов. Этот параметр фиксируется поисковыми системами по-разному. Отказ для Яндекса – уход со страницы через 15 секунд. Гугл считает отказ, когда пользователь вышел со страницы входа и не совершил последующих действий.
Прямые заходы на сайт. Большой плюс в ранжировании получают те ресурсы, на которые пользователи заходят из сохраненных закладок, соцсетей или вводят адрес в строку вручную.
Как проанализировать поведение ваших посетителей на сайте?
Все просто, для этого имеются специальные сервисы, у каждой крупной поисковой системы – свой. За сбор информации о внутренних поведенческих факторах в Яндексе отвечает Yandex Метрика, а в Гугл - Google Analytics. Внешние поведенческие факторы в Yandex можно оценить с помощью Вебмастера, а в Google – Search Console. Это незаменимые источники информации с актуальными сведениями, которые использует в ежедневной работе каждый оптимизатор.
Скрипт Yandex Метрики и Google Analytics отслеживает поведение пользователя и собирает данные:
-
Из какой страны он зашел
-
Откуда перешел на ваш сайт (органическая выдача, контекстная реклама, другой сайт)
-
Какие поисковые фразы использовал
-
Какие страницы посетил и т.д.
Вся информация сортируется по определенным показателям и хранится в базе данных – источники трафика, точки входа, целевые страницы, конверсия по целям и т.д. Кроме этого, сервис Яндекс.Метрика предлагает еще один полезный инструмент Вебвизор, с помощью которого можно наблюдать и анализировать реальные действия пользователя - движения мышки, клики, прокрутку страниц и т.д. Вы реально увидите, где пользователь совершил переход и на каком этапе произошел отказ. Инструмент бесплатный и уже встроен в сервис Яндекс.Метрики.
Кроме этого, можно использовать браузеры, которые имеют собственные поисковые системы (самые известные –Яндекс.Браузер, Chrome, Рамблер.Браузер.), скачать специальные расширения для браузеров (например, Яндекс.Бар) или воспользоваться сервисом
Как улучшить поведенческие факторы?
Сразу отметим, что искусственная имитация поведенческих факторов – не вариант. Этот способ быстро повышает привлекательность вашего ресурса, но гарантирует попадание в бан на следующие 6-12 месяцев. Кроме того, происходит искажение реальных статистических данных, что мешает выполнить правильный анализ, нарушается «реальная» картинка качества ресурса, при этом прирост конверсии и трафика не гарантирован. Мы за честное улучшение. Это кропотливая работа, которая повышает качество и привлекательность ресурса, но она дает результаты в долгосрочной перспективе.
Наглядно проанализировать и улучшить поведенческие факторы помогает А/Б тестирование. Все просто - контрольный сегмент «А» оставляем без изменений, а в контрольный сегмент «В» внедряем всплывающий виджет, форму заказа или какие-либо другие модули, которые должны улучшить показатели сайта. Далее собираем статистику и анализируем. Теперь дальнейшая стратегия продвижения будет строиться не на личных предположениях и гипотезах, которые могут в корне отличаться от интересов нашей целевой аудитории, а на реальных результатах.
Причиной отказов могут служить разные факторы: низкое качество контента, неудобный интерфейс, сложная навигация, непривлекательный дизайн, отсутствие адаптивной мобильной версии и много других моментов, которые отталкивают посетителя. Поэтому нужно проанализировать поведенческие факторы и проработать ресурс комплексно:
-
Наполняйте качественным и содержательным контентом, давайте пользователю четкий и полный ответ на запрос, старайтесь предоставить максимум информации
-
Используйте фото, видео, таблицы и прочие визуальные компоненты
-
Улучшайте юзабилити, делайте его простым, понятным и привлекательным
-
Используйте цепкие и запоминающиеся сниппеты, лаконично формируйте полезную и достоверную информацию
-
Досконально прорабатывайте ключевые запросы и мета теги
-
Обязательно создавайте мобильную версию ресурса, которая будет корректно отображаться на разных типах устройств
-
Контролируйте высокую скорость загрузки страниц. Пользователи не любят, когда сайты загружаются медленно
-
В карточках товара обязательно заполняйте характеристики, отображайте похожие и сопутствующие товары
-
Предоставьте клиенту возможность оплаты заказа на сайте
-
Подробно распишите существующие варианты доставки, а также условия гарантии и возврата.
В качестве дополнительных инструментов вы можете использовать релевантные подзаголовки, быстрые ссылки, функциональные элементы. Обязательно регулярно обновляйте информацию, предоставляйте вашим пользователям только полезный и актуальный контент.
Накрутка ПФ от конкурентов, как определить и что делать?
К сожалению, на войне все методы хороши, поэтому многие недобросовестные конкуренты специально заказывают накрутку поведенческих факторов, чтобы отправить ваш сайт в бан, и это работает. Ни одна поисковая система не способна определить, кто стоит за накруткой – владелец сайта или его конкурент, поэтому просто блокирует ресурс без разбирательств.
Вычислить накрутчиков можно по ряду критериев:
-
Дублирующиеся IP-адреса кликеров. Программы, которые накручивают ПФ пользователей, устанавливаются на обычные компьютеры, поэтому IP-адреса будут повторяться. Нельзя забывать. Что обязательно будут встречаться мобильные ip адреса (Metropoliten branch, Билайн, YOTA, TELE2, МТС и другие). В основном IP накрутчиков будут Московскими или Санкт-Петербург, а переходы могут быть с разных регионов. Движения мышкой и активность кликеров часто повторяется, в мобильных версиях часто отсутствует тачскрин. Наблюдается частое повторение низкочастотных и среднечастотных ключей, значительно превышающее точную частоту по Яндекс Wordstat в вашем регионе. Ведь даже если вы в ТОП-1 по запросу, то CTR редко бывает более 50% для первого места.
-
Отслеживание реферера, с которого пришел посетитель актуально для соцсетей. По адресу вы можете выявить ботов и понять, откуда они идут
-
Увеличение посещаемости без каких-либо обновлений или модернизации ресурса
-
Резкий перевес определенного типа браузеров или устройств, с которого осуществлялся переход. Появление древних версий андроидов 4 версии, например.
-
Шаблонные действия. Каждый пользователь приходит на сайт с личной конкретной целью. Если действия все чаще начинают дублироваться, то это может сигнализировать о накрутке ПФ
-
Одинаковые по времени пользовательские сессии.
-
Так же накрутку можно выявить с помощью глубокого анализа Яндекс.Метрики по количеству посетителей и качеству на основе их интересов. Обращайтесь, проводим такой анализ бесплатно.
Конечно, по одному критерию утверждать, что на сайте гарантированно происходит имитация поведенческих факторов нельзя. Но подобный анализ позволит выявить первые звоночки и тревожные симптомы, чтобы избежать более серьезных проблем в будущем.
Если же вы все-таки обнаружили недобросовестную накрутку, рекомендуем:
-
Настроить ежедневный мониторинг и блокировать IP-адреса в ручном режиме. К сожалению, вы не сможете блокировать мобильные ip адреса, так как они динамические, велика вероятность того, что вместе с кликерами вы будете блокировать и нормальных пользователей
-
Использовать готовые базы спам-листов
-
Коренным образом проработать ресурс, провести оптимизацию, чтобы выровнять негативный эффект реальными поведенческими факторами.
-
Крайнее решение - изменить доменное имя. Это можно делать только в том случае, если ресурс еще молодой
Вы также можете использовать капчу и программу Cloudflare, которая автоматически закрывает сайт от забаненных IP-адресов. Но нельзя забывать, что полностью защитить сайт от накруток крайне сложно, поэтому необходимо постоянно контролировать трафик и кликабельные запросы.